При
правильном развитии с повышением силы, устойчивости и выносливости эти состояния у детей нормализуются самостоятельно. При возникновении нарушений стопы, развивается резкое снижение амортизационного потенциала, что ведет к возрастанию нагрузки на другие элементы опорно-двигательного аппарата: колени, тазобедренные суставы, позвоночник, внутренние органы, череп, прикус.
Поэтому, перед выбором обуви для ребенка, необходимо обратиться к специалисту (ортопед, остеопат) для диагностики возможных нарушений развития и формирования стопы.
Вот
два результата исследований:Частота встречаемости плоскостопия у коренных жителей городов, носивших обувь в три раза чаще, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. Roa U.B., Joseph B., 1992.
В популяциях, где традиционно не носят обувь частота переломов костей голени достоверно ниже, чем в более развитых регионах Индия, Великобритания, Эфиопия. Dr.Brand, U.S. Public Heath Service Hospital.
Эти данные показывают нам, что не нужно торопиться надевать ортопедическую обувь ребенку, если у него все развивается в пределах возрастных норм, стимуляции поверхности и сводов стопы, которая будет происходить от хождения по различным поверхностям будет достаточно для активного укрепления мышц, связок стопы и ног в целом.
Но при возникновении отклонений от вышеописанных норм есть определенные требования к обуви:
Жесткость:Для здоровых детей никакой фиксации пятки и подтаранного сустава не требуется.
Для детей с изменением тонуса (управляемости) мышц и функциональным их укорочением (миопатия, фиброз), анталгической установкой стопы (адаптацией), после вывихов, растяжений требуется обувь с жестким задником, он необходим для формоустойчивости заднего отдела обуви, иногда, может быть продлен до ладьевидной кости (центра стопы).
Носочная часть:В ортопедической обуви она должна быть закрыта для предохранения пальцев от травм.
При сравнении влияния типа обуви на стопу, обнаружено преимущество использования сандалий с открытой носочной частью сланцев перед обувью с закрытой носочной частью и ботинками. Dr. Carol Frey.
Запас для пальцев должен быть 0.5-1см.
Подошва :Должна быть мягкой, эластичной, износостойкой.
Не должна менять кинематику стопы - препятствовать сгибанию.
Каблук не более 5 мм.
Завязки:
Должны располагаться на косом размере стопы.
Не должны находиться на середине свода стопы передавливая сосуды.
Медиальный валик (супинатор):
Продольный свод в виде валика не соответствует анатомии детской стопы и зачастую мешает ее формированию.
Нет исследований, доказывающих преимущества использования обуви с подсводным валиком.
Ортопедические стельки – эффективный инструмент в этом процессе, но как правильно их выбрать для ребенка?
При
выборе стелек важно учитывать возраст ребенка, вид деформации стопы, материал, из которого они изготовлены, и размер. Для малышей часто рекомендуют профилактические модели, поддерживающие свод стопы и предотвращающие развитие плоскостопия. Детям постарше могут потребоваться более специализированные стельки, корректирующие вальгусную или варусную деформацию.
Материал стелек должен быть гипоаллергенным, дышащим и обеспечивать комфорт при ношении. Важно, чтобы стелька хорошо фиксировалась в обуви и не скользила.
Помните, что ношение ортопедических стелек – это часть комплексного подхода к коррекции деформаций стопы. Важно сочетать их с выполнением специальных упражнений, ношением правильной обуви и регулярными консультациями с врачом.
Помните, что
ортопедические стельки – это не волшебная палочка, которая мгновенно исправит все проблемы. Это лишь один из элементов комплексного лечения, требующий терпения и последовательности.
Автор статьи: Тимофей Чернов